ДРОНД Финансового управления Слободского района за 2011 год

                    УТВЕРЖДЕН

                    приказом финансового

           управления Слободского

           района от 06.08.2012 № 20

                        

 

 

ДОКЛАД

о результатах в 2011 году и основных направлениях деятельности

финансового управления  Слободского района на 2012-2013 годы

 

Доклад о результатах в 2011 году и основных направлениях деятельности финансового управления Слободского района на 2012-2013 годы (далее – доклад) подготовлен в соответствии с постановлением    от 15.07.2011 №328 «Об утверждении Порядка подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Слободского муниципального района».

В соответствии с решением Слободской районной Думы Кировской области  от 22.10.2008   № 42/532 «Об утверждении Положения о Финансовом управлении администрации Слободского муниципального района Кировской области» финансовое управление Слободского района (далее – финансовое управление) является отраслевым органом администрации Слободского муниципального района, осуществляющим составление и организацию бюджета муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области.

Финансовое управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Уставом Кировской области, законами Кировской области, нормативными правовыми актами Губернатора области и Правительства области, приказами, инструктивными и методическими указаниями Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о финансовом управлении Слободского района, утвержденным решением Слободской районной Думы Кировской области  от 22.10.2008   № 42/532.

Финансовое управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Кировской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Структурными подразделениями финансового управления являются отделы по основным направлениям деятельности управления.

 

Раздел 1. Цели, задачи деятельности и муниципальные функции

финансового управления

 

Основной целью финансового управления является обеспечение проведения финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории района и координация деятельности в указанной сфере иных органов местного самоуправления Слободского района.

Финансовое управление исполняет муниципальную функцию «организация бюджетного процесса» и является центром ответственности за ее исполнение.

Бюджет района является основным ресурсом, обеспечивающим возможности выполнения администрацией района своих функций, реализации конституционных прав и свобод граждан. Этапы составления, рассмотрения и утверждения бюджета в совокупности представляют собой финансовое выражение политических приоритетов администрации района в краткосрочной либо среднесрочной перспективе. Составление бюджета отражает видение «главного финансового документа» района. На стадии составления проекта бюджета точность оценки возможностей по сбору доходов, привлечению поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и обоснованность их распределения между статьями расходов создают предпосылки для успешной реализации всех последующих стадий бюджетного процесса.  

Достижение данной цели финансовым управлением  осуществляется в рамках закрепленных полномочий путем решения следующих тактических задач:

1.1.  «Составление проекта районного бюджета».

1.2.  «Исполнение районного бюджета».

1.3.  «Управление муниципальным долгом».

1.4.  «Составление бюджетной отчетности».

1.5.  «Осуществление контроля за исполнением районного бюджета».

        

Цель деятельности финансового управления соответствует нормам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетным полномочиям финансового управления, установленным Решением Слободской районной Думы от 28.11.2007 № 29/330 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Слободском районе».

 

Соответствие данных тактических задач цели деятельности  финансового управления («Обеспечение проведения финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории района и координация деятельности в указанной сфере иных органов местного самоуправления Слободского района  Кировской области») состоит в том, что разработка и исполнение районного бюджета, управление муниципальным долгом, составление бюджетной отчетности, а также контроль за исполнением районного бюджета являются основными направлениями деятельности финансового управления, обеспечивающими эффективное управление общественными финансами.

Решение тактической задачи 1.1. «Составление проекта районного бюджета» позволяет спланировать доходы районного бюджета на очередной финансовый год и наиболее эффективно распределить их с учетом основных направлений социально-экономического развития района.

Решение тактической задачи 1.2. «Исполнение районного бюджета» позволяет осуществлять рациональное расходование бюджетных средств на запланированные цели районного бюджета.

Решение тактической задачи 1.3. «Управление муниципальным долгом» осуществляется путем управления муниципальным долгом, способствующего своевременному и в полном объеме выполнению существующих долговых обязательств и привлечению новых долговых обязательств района с учетом платежеспособности районного бюджета и объема возможного привлечения новых долговых обязательств.

Решение тактической задачи 1.4. «Составление бюджетной отчетности» предполагает своевременное и качественное составление отчетности об исполнении районного бюджета, которое позволит оценить выполнение расходных обязательств района, предоставить участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами информацию, оценить финансовое состояние бюджетных учреждений.

Решение тактической задачи 1.5. «Осуществление контроля за исполнением районного бюджета» позволит обеспечить контроль за исполнением бюджета, а также за использованием бюджетных средств, позволяющий исключить вероятность нерационального и нецелевого использования бюджетных средств.

Реализация финансовым управлением данных тактических задач определена разделом 3 Положения о финансовом управлении Слободского района Кировской области, утвержденного решением Слободской районной Думы Кировской области  от 22.10.2008   № 42/532, предусматривающим полномочия финансового управления.

 

Раздел 2.  Не программная деятельность

финансового управления

 

Учитывая, что финансовое управление является органом межотраслевой компетенции, основные расходы управления в 2011 году относились к внепрограммной деятельности, финансовое обеспечение которой представлено в таблице 1.  

 

Таблица 1

№ п/п

Внепрограммная деятельность финансового управления

2011 год отчетный,  объемы финансирования, тыс.руб.

2011 год отчетный, объемы расходов, тыс.рублей

2012 год

текущий, тыс. рублей

2013 год плановый период, тыс. рублей

2014 год плановый период, тыс. рублей

1

 Внепрограммная деятельность финансового управления

80256,4

80228,2

 

 

 

1.1

Финансовое обеспечение финансового управления

1765,1

1747,4

 

 

 

1.2

Обслуживание муниципального долга

939,7

937,1

 

 

 

1.3

Резервный фонд

620,2

612,3

 

 

 

1.4

Предоставление межбюджетных трансфертов в рамках внепрограммной деятельности

76931,4

76931,47

 

 

 

 

В целях организации размещения муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг финансовым управлением подготовлены и приняты следующие правовые акты:

приказ  финансового управления от 20.08.2010 № 28  «О предоставлении права использования электронно-цифровой подписи»;

приказ финансового управления от 23.11.2009 № 54 «О создании аукционной комиссии по размещению заказов для муниципальных нужд»

приказ финансового управления от 07.08.2009 № 46 «О создании котировочной комиссии по размещению финансовым управлением Слободского района заказов для  муниципальных нужд путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг».

Система организации планирования, размещения и исполнения заказов в финансовом управлении:

Планирование заказов осуществляет отдел бухгалтерского учета и контроля на основании бюджетной сметы.

В соответствии с поручениями начальника финансового управления главный специалист-юрист готовит заявки на размещение муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Слободского района, техническое задание, проект муниципального контракта. Заявки, техническое задание согласовываются с отделом бухгалтерского учета и контроля и при необходимости с соответствующими отделами управления. В последующем заявки направляются в отдел муниципального заказа администрации Слободского района.

По результатам размещения заказов заключаются муниципальные  контракты, сведения о заключении контрактов  размещаются на  официальном сайте.

Контроль за исполнением муниципальных контрактов осуществляют соответствующие отделы финансового управления. При исполнении муниципального контракта главный специалист-юрист размещает на официальном сайте сведения об исполнении муниципальных контрактов.

В 2011 году в целях размещения муниципального заказа финансовым управлением объявлены два запроса котировок:

- на поставку принтеров;

- на поставку бумаги для офисной техники.

 По результатам котировок заключены муниципальные контракты на сумму 61,4 тыс. рублей. Экономия бюджетных средств по результатам запроса котировок составила 2,9 тыс. рублей.

 

В рамках тактической задачи 1.1. «Составление проекта районного бюджета» в 2011 году проведена значительная работа по составлению и рассмотрению районного бюджета на 2012 год.

Проект решения Слободской районной Думы о районном бюджете формировался исходя из целей и задач, стоящих перед органами муниципальной  власти района, и направлен на улучшение социального положения и благополучия жителей, повышение доступности и качества предоставляемых муниципальных  услуг. Таким образом, решением о районном бюджете является основным инструментом проведения бюджетной политики.

Разработка проекта решения Слободской районной Думы о районном бюджете на 2012 год осуществлялась в соответствии с задачами социально-экономической и бюджетной политики, определенными ежегодными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетным посланием Губернатора области, Бюджетным посланием Главы Слободского района и прогнозом социально-экономического развития Слободского района, с соблюдением требований бюджетного законодательства и решения района от 28.11.2007 № 29/330 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Слободском районе» к срокам его подготовки, содержанию, обосновывающим материалам.

Финансовым управлением подготовлены все необходимые нормативные и правовые акты, необходимые  для составления и рассмотрения районного бюджета на 2012 год (таблица 3).

Работа по составлению проекта районного бюджета проводилась в соответствии с приказом финансового управления района от 11.05.2011 № 19 «Об организации работы по разработке  проекта  районного  бюджета на 2012-2014 годы».

Планирование районного бюджета осуществлялось в соответствии с Методикой формирования районного бюджета и отдельных показателей для определения межбюджетных трансфертов, утвержденной распоряжением администрации района от 29.07.2011 № 361 «Об утверждении Методики формирования доходов районного бюджета муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области».

Для координации участников бюджетного процесса была создана рабочая группа по формированию проекта  районного бюджета на 2012 год, на заседаниях которой рассматривались основные подходы, вопросы и проблемы по формированию бюджета. Организовано тесное взаимодействие с главными распорядителями средств районного бюджета (далее – ГРБС), главными администраторами доходов по подготовке и представлению необходимых сведений, расчетов и документов для формирования бюджета.

Проведено согласование всех необходимых исходных данных для расчетов межбюджетных трансфертов на 2012 - 2014 годы с департаментом финансов Кировской области, с муниципальными образованиями района.

В установленный срок подготовлены среднесрочный финансовый план на 2012-2014 годы и проект решения Слободской районной Думы «Об утверждении  районного бюджета на 2012 год» с необходимым пакетом документов к нему. Проект решения рассмотрен на публичных слушаниях, заседании администрации района, депутатских слушаниях, комитетах.

Составлен и представлен департаменту финансов Кировской области реестр расходных обязательств районного бюджета на 2012 год.

Основные параметры бюджета по межбюджетным трансфертам доведены до муниципальных образований района.

В рамках тактической задачи 1.2. «Исполнение районного бюджета» проводилась работа по исполнению районного бюджета в 2011 году.

Исполнение районного бюджета за отчетный период осуществлялось на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Для этого финансовым управлением были разработаны и утверждены приказами Порядок составления и исполнения сводной бюджетной росписи районного бюджета на 2011 год, Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей средств районного бюджета и внесения изменений в них на 2011 год, Порядок исполнения районного бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита районного бюджета и Порядок составления и ведения кассового плана по районному бюджету.

Учитывая рост экономических показателей и положительную динамику доходов в 2010 году, первоначально параметры бюджета 2011 года были сформированы по оптимистическому варианту, исходя из прогноза роста основных  бюджетообразующих показателей.

В этих условиях перед финансовым управлением стояла задача безусловного обеспечения плановых назначений по доходам в бюджет района, максимального привлечения текущих платежей в консолидированный бюджет района через организацию индивидуальной работы с каждым налогоплательщиком во взаимодействии с налоговыми и иными контрольными органами. При этом акцент ставился на работе по снижению задолженности по платежам в бюджет района и бюджеты поселений.

В рамках исполнения указных задач была продолжена работа с налоговой службой, главными администраторами доходов и муниципальными образованиями по привлечению текущих платежей в бюджет, снижению задолженности по налоговым и неналоговым платежам, по легализации заработной платы.

Вопросы исполнения районного бюджета, в том числе и вопросы взыскания задолженности ежеквартально рассматривались на совещаниях при главе администрации района  при рассмотрении отчета об исполнении районного  бюджета, на Межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения и обеспечению поступления доходов в районный бюджет.

Финансовым управлением продолжалось проведение еженедельного мониторинга поступления платежей в районный бюджет.

В целях обеспечения выполнения плановых показателей доходов районного бюджета в 2011 году главным администраторам доходов районного бюджета направлялись показатели поступления администрируемых доходов, утвержденные Решением Слободской районной Думы  от 03.12.2010 № 81/932 «Об утверждении бюджета муниципального образования Слободской муниципальный Район Кировской области на 2011 год», а также при внесении соответствующих изменений в решение Думы. Ежемесячно  проводился анализ выполнения доходов районного  бюджета по каждому главному администратору.

В 2011 году на постоянной основе проводилась работа районной Межведомственной комиссии по обеспечению поступления доходов в районный бюджет. В связи с ростом неплатежей  в бюджет на заседаниях Межведомственной комиссии в основном рассматривалась деятельность организаций, имеющих крупные суммы недоимки в бюджет района. Кроме того, учитывая значимость проблемы экономической стабилизации, уделялось внимание вопросу работы с убыточными предприятиями. За 2011 год было проведено 30 заседаний комиссии, из которых 9 выездных в администрациях поселений, на заседаниях заслушаны руководители 55 юридических организаций, 19 индивидуальных предпринимателей и 5 физических лиц. По итогам заседаний комиссии выносились конкретные решения в адрес должников. В результате работы межведомственной комиссии поступило доходов в консолидированный бюджет района в сумме 10291,8 тыс. рублей.

В рамках работы комиссии также проводилась работа по рассмотрению обращений глав муниципальных поселений за помощью в рассмотрении налогоплательщиков – должников на заседании комиссии, проведено 30 заседаний комиссии с участием глав поселений.

Наряду с задачей увеличения поступлений доходов в бюджет района не менее важной является задача по расширению налоговой базы бюджетов поселений с целью повышения их финансовой самостоятельности. Этому вопросу в прошлом году также было уделено немало внимания.

С целью увеличения налогооблагаемой базы по единому налогу на вмененный доход решением Слободской районной Думы от 26.11.2010 № 80/916 утверждено новое Положение «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области».

Для расширения налоговой базы районного бюджета были реализованы мероприятия, направленные на активизацию работы поселений района по самообложению граждан.

В целях организации работы по увеличению доходов районного бюджета распоряжением администрации Слободского района от 09.03.2011 №280, созданы 3 рабочие группы:

- межведомственная рабочая группа по вопросу расширения налоговой базы и администрирования имущественных налогов;

- межведомственная рабочая группа по вопросу легализации налоговой базы (в части «фиктивной» убыточности организаций и «теневой» заработной платы);

- межведомственная рабочая группа по вопросу урегулирования задолженности по налоговым и неналоговым доходам и координации процедуры банкротства налогоплательщиков.

В 2011 году рабочей группой по выявлению налогооблагаемой базы в поселениях проведено 26 рейдов в 14 поселениях района, в ходе которых проверено 202 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выявлено 4 физических лица осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации. Зарегистрировали ИП 3 чел.

В целях сокращения недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество, проведена инвентаризация базы данных по начислению налога ликвидированных, реорганизованных и находящихся в стадии банкротства предприятий, а также умерших и изменивших место жительства граждан, в результате которой сумма недоимки по данным налогам уменьшена на 383,7 тыс.рублей.

В течение года в соответствии с законом Кировской области от 28.07.2011 № 32-ЗО «О дополнительных основаниях признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным налогам, задолженностям по пеням и штрафам по этим налогам»» Решением Слободской районной Думы от 02.11.2011 № 13/101 «О дополнительных основаниях признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам по местным налогам и соответствующими Решениями сельских (городской) Дум поселений установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию задолженности по местным налогам. На основании принятых решений МИФНС России № 13 по Кировской области произвела списание в феврале 2012 года безнадежной задолженности на сумму 74,8 тыс.рублей.

На постоянной основе осуществлялся мониторинг поступлений безвозмездных поступлений из других бюджетов. С целью привлечения областных средств в районный бюджет, проводилась работа по подготовке необходимого пакета документов, нормативных правовых актов администрации Слободского района и составлению отчетности.

В ходе исполнения районного бюджета проводилась работа по подготовке решений по внесению изменений в решение Слободской районной Думы  от 03.12.2010 № 81/932 «Об утверждении бюджета муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области на 2011 год», а также необходимых к нему документов и материалов. В течение 2011 года было подготовлено 7 поправок в районный бюджет.

В целях реализации исполнения районного бюджета по расходам финансовым управлением разработан необходимый перечень  правовых актов, регламентирующих порядок открытия и ведения лицевых счетов, осуществления операций со средствами бюджетных учреждений, полученными от оказания платных услуг, с безвозмездными поступлениями и средствами от иной приносящей доход деятельности, учета бюджетных обязательств и др. Своевременно обеспечено составление и ведение сводной бюджетной росписи областного бюджета, доведение лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств. В течение года подготовлено и доведено до главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований 391 уведомлений об изменении бюджетных ассигнований.

В целях эффективного исполнения бюджета области в 2011 году кассовое обслуживание исполнения районного бюджета осуществляется на основе казначейской системы, что позволяет обеспечивать сохранность бюджетных средств, прозрачность и подотчетность операций, соблюдение единых стандартов на осуществление кассовых операций, формирование качественной информационной основы для принятия управленческих решений органами исполнительной власти области, сокращение административных издержек управления бюджетными средствами, защиту информации от несанкционированного доступа и повышение безопасности расчетно-платежной системы.

Расходование бюджетных средств осуществляется с единого счета районного бюджета. Проводимые платежи проходят процедуру предварительного контроля, которая состоит в проверке на правильность оформления платежных документов и документов, служащих основанием для проведения платежа, соответствие доведенным лимитам бюджетных обязательств, предельным объемам финансирования, принятым на учет бюджетным обязательствам.

             С целью управления средствами на едином счете бюджета финансовым управлением  осуществлялось составление и ведение кассового плана с детализацией по дням в разрезе главных распорядителей.

 Финансовым управлением  обслуживается 314 лицевых счета получателей средств районного бюджета.

С целью экономии и эффективного использования бюджетных средств обеспечивалось санкционирование расходов, проводимых бюджетополучателями. В результате предварительного контроля за прошедший период по расходам районного бюджета финансовым управлением возвращено без исполнения 1148 платежных документов, предотвращено нецелевого использования средств бюджета в сумме 2836,4 тыс. рублей. Проведены проверки правильности составления бюджетных смет районных муниципальных учреждений и расчетов к ним, а также проверки на целесообразность предусмотренных в них расходов.

В прошедшем году была продолжена работа по переводу бюджетных учреждений на систему электронного документооборота, в 2011 году 84,7 % бюджетополучателей работало по данной системе. Перешли на выплату заработной платы через пластиковые карта 32 учреждения или 43,8 %.

В 2011 году финансовым управлением была проведена большая работа по учету бюджетных обязательств. На учет принято 660 муниципальных контрактов  и договоров на общую сумму 218474,5 тыс. рублей, внесено 298 изменений на сумму 51289,3 тыс. рублей.

В течение года осуществлялось согласование заявок муниципальных заказчиков при проведении конкурсных процедур, а также резервирование лимитов бюджетных обязательств под будущие заключенные муниципальные  контракты

В 2011 году финансовым управлением была проведена  значительная работа по разработке правовых актов, связанных с реализацией федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».  Так было разработано и утверждено более 10 муниципальных правовых актов, в том числе:

- Постановление администрации Слободского района "Об утверждении формы представляемого подведомственными бюджетными учреждениями перечня недвижимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества, в целях расчета субсидий на содержание данного имущества",

- Постановление администрации Слободского района "Об определении порядка составления сведений, которые должны содержаться в отчетах муниципальных учреждений об их деятельности и об использовании закрепленного за ними имущества и утверждения отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества",

- Постановление администрации Слободского района "Об утверждении Порядка определения объема нормативных затрат, связанных с оказанием муниципальными учреждениями Слободского района соответствующих муниципальных услуг",  

- Постановление администрации Слободского района "Об утверждении Порядка определения платы за оказание бюджетным учреждением гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности бюджетного учреждения",

- Постановление администрации Слободского района "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений";

- Постановление администрации Слободского района "О Порядке осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений муниципального образования Слободской район".

В связи с изменением правового положения районных муниципальных учреждений были  подготовлены изменения в действующую нормативно-правовую базу. Также была проведена работа по согласованию предложений органов местного самоуправления района об изменении типов подведомственных учреждений.

Эффективность бюджетных расходов является важным элементом муниципального управления, которое, в свою очередь, должно быть направлено на обеспечение социального благополучия и экономического развития района.

С целью оптимизации, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов постановлением администрации района от 31.12.2010 №676 «Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Слободского муниципального района».

Реализация программы повышения эффективности осуществлялась по следующим направлениям:

-реализация мер по увеличению налоговой базы местных бюджетов осуществллась в соответствии с Постановлением администрации района от 31.12.2010 №671 «Об утверждении Программы мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов бюджета Слободского района». По итогам реализации программы привлечено дополнительно доходов в районный бюджет 14593,2 тыс.рублей, из них налоговых доходов 8468,8 тыс.рублей.

- в целях повышения эффективности управления муниципальным долгом  проводилась соответствующая работа, по результатам которой  произошло уменьшение муниципального долга по состоянию на 01.01.2012 года по сравнению с 01.01.2011 на 6610,0  тыс.рублей, в том числе снижение задолженности по кредитам кредитным организациям на 2000,0 тыс. рублей.

- в целях формирования стимулов повышения качества организации и осуществления бюджетного процесса в поселениях района финансовым управлением в течение 2011 года проводился мониторинг оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса. По результатам оценки за 2011 год постановлением администрации района от 23.12.2011 № 758 «О распределении грантов муниципальным образованиям Слободского района за качество организации и осуществления бюджетного процесса» лучшими поселениями были признаны 4 поселения.   Мониторинг размещается на официальном сайте финансового управления Слободского района.

- обеспечено планирование бюджетных ассигнований по программно-целевому методу бюджетного планирования (планирование бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания районными муниципальными учреждениями в составе долгосрочных  и ведомственных целевых программ).Исполнение бюджета по расходам по программно-целевому методу составило 81,1% от общей суммы расходов за 2011год. (в 2010 году – 45,7%)

-в рамках усиления финансового контроля за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств финансовым управление были подготовлены Постановление администрации Слободского района от 29.12.2011 № 773 «Об утверждении Положения о ведомственном финансовом контроле главных распорядителей средств районного бюджета Слободского района, осуществляющих функции и полномочия учредителей муниципальных учреждений», Постановление администрации Слободского района от 04.10.2011 № 1767 «О повышении эффективности муниципального финансового контроля за использованием средств бюджета муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области».

 

В рамках межбюджетных отношений проводилась следующая работа:

В 2011 году финансовое управление являлся главным администратором расходов по 2 видам дотаций, 6 видам субсидий, 2 видам субвенций и 4 видам иных межбюджетных трансфертов. По данным межбюджетным трансфертам осуществлялись учет, финансирование, контроль за использованием, а также составление отчетности и представление в департамент финансов  и другие департаменты ежеквартальных отчетов об использовании субсидий и субвенций, выделяемых Слободскому району из областного бюджета.

Было подготовлено 8 проектов нормативных правовых актов администрации района по вопросам администрирования межбюджетных трансфертов.

Кроме того, финансовым управлением контролировалось предоставление и расходование субсидий и субвенций, администраторами которых являлась администрация района, управление образования, управление сельского хозяйства и управление социального развития,  оказывалась методологическая помощь по данным вопросам. Проводилось согласование информации, представляемой администрацией района в областные департаменты по вопросам расходования средств областного и федерального бюджетов (субвенций и субсидии) и реализации приоритетных национальных проектов.

Ежемесячно проводился мониторинг расходования и наличия остатков по межбюджетным трансфертам, предоставленным из областного и федерального бюджетов и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и по межбюджетным трансфертам, предоставляемым из районного бюджета местным бюджетам. Итоги мониторинга направлялись Главе района, главе администрации района, рассматривались на оперативных совещаниях администрации района.

Финансовое управление являлся координатором в вопросе возврата в областной бюджет остатков по межбюджетным трансфертам, имеющих целевое назначение, сложившихся по состоянию на 01.01.2011 года.

В 2011 году в рамках требования Бюджетного кодекса Российской Федерации с 14 муниципальными образованиями района были заключены соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов. В ходе исполнения бюджета проводился ежеквартальный анализ выполнения предусмотренных соглашением обязательств.

Проводился постоянный мониторинг обеспечения муниципальными образованиями первоочередных расходов, связанных с выплатой заработной платы, оплатой коммунальных услуг, недопущения просроченной кредиторской задолженности. По фактам наличия кредиторской задолженности проводилась работа индивидуально с каждым муниципальным учреждением.

По итогам 2011 года муниципальный долг уменьшился по сравнению с 01.01.2011 на 6610,0  тыс.рублей, в том числе снижение задолженности по кредитам кредитным организациям на 2000,0 тыс. рублей. Структура муниципального долга складывается из кредитов кредитных организаций – 87,5%, бюджетных кредитов -11%, муниципальных гарантий – 1,5 %. 

В рамках расходования резервного фонда главы администрации района в 2010 году рассмотрено 12 обращений  о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда главы администрации района на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Всего из резервного фонда главы администрации района в 2011 году выделено  612,3 тыс. рублей.

Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда главы администрации района в 2011 году ежеквартально прилагался к отчету об исполнении бюджета.

 

В рамках тактической задачи 1.3. «Управление муниципальным долгом»:

Управление муниципальным долгом района осуществляется в целях обеспечения финансирования расходов районного бюджета за счет заемных источников при сохранении объема долговых обязательств района на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков, а также в целях обеспечения исполнения долговых обязательств в полном объеме и поддержания минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств.

В целях выполнения Программы муниципальных внутренних заимствований на 2010 год, утвержденной Решением Слободской районной Думой от 03.12.2010 № 81/932 «Об утверждении бюджета муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области на 2011 год» разработано и подготовлено 2 технических задания (заявки) на проведение открытых аукционов по отбору финансовых организаций для предоставления кредитных ресурсов для финансирования дефицита районного бюджета. По результатам проведенных аукционов администрацией района заключено  2 муниципальных контракта (договоров) с кредитными организациями на общую сумму 10 000 тыс. рублей. Фактически в 2011 году в районный бюджет привлечено кредитов 8 000 тыс. рублей по 2 муниципальным контрактам.

В декабре 2010 года была организована работа с  Департаментом финансов Кировской области по привлечению бюджетного кредита из областного бюджета на сумму 2,0 млн. рублей со сроком гашения до 01.12.2012. в 2011 году бюджетный кредит был погашен в сумме 1 млн.рублей.

Проведена работа по минимизации расходов районного бюджета по обслуживанию муниципального долга путём досрочного погашения части банковских кредитов. Экономия бюджетных средств по расходам на обслуживание долга по сравнению с первоначальным планом составила 1942,9 тыс. рублей.

В соответствии порядком рассмотрения документов для предоставления муниципальных гарантий Слободского района, утвержденным постановлением администрации района от 28.07.2009 №370 «О порядке рассмотрения документов для предоставления муниципальных гарантий Слободского района», финансовое управление  осуществлял приём заявок юридических лиц и муниципальных образований на предоставление муниципальных гарантий Слободского района, экспертизу полноты и комплектности представленных документов, анализ финансового состояния получателей гарантий и их поручителей.

В 2011 году предоставлено 5 муниципальные гарантий Слободского района предприятиям жилищно-коммунального хозяйства на общую сумму 7000,0 тыс. рублей.

Финансовым управлением осуществлялся учёт долговых обязательств Слободского района и контроль за своевременным их исполнением, результаты  которых регулярно направлялись в департамент финансов Кировской  области.

В полном объёме погашены долговые обязательства, срок исполнения которых приходился на 2011 год.

 

В рамках тактической задачи 1.4. «Составление бюджетной отчетности» в 2011 году проводилась работа по подведению итогов исполнения бюджетов за 2010 год и по формированию ежемесячной отчетности об исполнении бюджетов за 2011 год.

Для этого была организована работа по приемке бюджетной отчетности за 2010 год ГРБС, главных администраторов доходов, отчетов об исполнении местных бюджетов, по составлению сводного отчета об исполнении консолидированного бюджета Слободского района  за 2011 год и представлению его в департамент финансов Кировской области.

В установленный срок подготовлен проект решения районной Думы «Об исполнении районного бюджета за 2011 год» и необходимый пакет документов к нему. Данный проект в соответствии с законодательством рассмотрен на публичных слушаниях, депутатских комиссиях.

Ежемесячно осуществлялось формирование и представление в Департамент финансов Кировской области отчетности об исполнении консолидированного бюджета Слободского района.

Ежемесячно проводились проверки отчетности об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя, получателя) бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета в части доходов районного бюджета.

В рамках требований Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовым управлением были подготовлены отчеты об исполнении районного бюджета за I квартал, первое полугодие и 9 месяцев 2011 года. Отчеты рассмотрены на заседании депутатских комиссий, по результатам рассмотрения которых приняты постановления администрации района от 21.04.2011 № 169 «Об утверждении отчета об исполнении районного бюджета за I квартал 2011 года», от 28.07.2010 № 359 «Об утверждении отчета об исполнении районного бюджета за первое полугодие 2011 года», от 27.10.2011  № 630 «Об утверждении отчета об исполнении районного бюджета за 9 месяцев 2011 года» (таблица 3).

 

В рамках тактической задачи 1.5. «Осуществление контроля за исполнением районного бюджета» проведены следующие мероприятия.

В течение года оказывалась методологическая помощь органам местного самоуправления района  по разработке районных и ведомственных целевых программ с последующим проведением мониторинга хода их реализации.

В ходе исполнения бюджета осуществлялся мониторинг соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленного Правительством Кировской области.

В целях мониторинга расходов на содержание местного самоуправления и динамики численности данных органов составлены сводные отчеты о расходах и численности работников органов местного самоуправления за 2010 год, за первое полугодие и 9 месяцев 2011 года. В установленные сроки данные отчеты представлены в Департамент финансов Кировской области.

Осуществлялся контроль за соблюдением лимитов фонда оплаты труда и предельной штатной численности органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями. Штатные расписания органов местного самоуправления согласованы в пределах установленной численности, ассигнования на выплату заработной платы в сводной бюджетной росписи районного бюджета не превышают установленный  лимит фонда оплаты труда.

          В 2011 году на постоянной основе осуществлялась работа по мониторингу  просроченной кредиторской задолженности, заключены соглашения о реструктуризации задолженности с  предприятиями  на сумму 17,4 тыс.руб., направлены на погашение просроченной кредиторской задолженности, дополнительные поступления доходов от продажи муниципального имущества и земельных участков, осуществлялся контроль по заключению договоров на выполнение работ (услуг), только при наличии установленного размера ассигнований, проводились мероприятия по экономии бюджетных средств.

          Принимаемые меры по работе с  просроченной кредиторской задолженностью позволили в течение года не допустить существенного роста  задолженность по сравнению с началом 2011 года (на 01.01.2011 – 448,5 тыс.руб.; на 01.01.2012 – 612,4 тыс.руб.) По состоянию на 01.01.2012 года добились отсутствия просроченной кредиторской задолженности по заработной плате, по оплате коммунальных услуг.

         В целях повышения качества управления финансами в отчетном году осуществлялся контроль за осуществлением муниципальными образованиями бюджетного процесса в рамках проверок финансово-хозяйственной деятельности (3 проверки). Обеспечена необходимая практическая и методологическая помощь по данному вопросу.

            

            Контрольно-ревизионная работа в 2011 году проводилась на основании Плана-графика проведения ревизий и проверок в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета Слободского района на 2011 год, утвержденного Главой администрации Слободского района. В соответствии с Планом-графиком в отчётном периоде следовало провести 8 ревизий финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Фактически проведено 8 плановых ревизий финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. В период проведения плановых ревизий проведены 8 проверок полноты устранений выявленных предыдущими ревизиями нарушений. 

           В период проведения ревизий проверено средств на общую сумму 112734,3 тыс. руб., выявлено финансовых нарушений в сумме 3486,3 тыс. руб.

          Основные суммы нарушений выявленные контрольными мероприятиями:

          Неправомерное расходование денежных средств и материальных запасов в общей сумме 239240 руб., в том числе: неправомерные расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда в сумме 230690 руб., необоснованное списание материальных запасов (канцелярских принадлежностей и горюче-смазочных материалов) на сумму 8550 руб.

           Наибольшую сумму нарушений, выявленных проведёнными ревизиями, 2252692 руб. составляют прочие финансовые нарушения, ( недостачи нефинансовых активов, недоначисление заработной платы, с учётом не начисленных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, иные финансовые нарушения, из них списание с баланса основных средств без согласия Учредителя, а также нарушения, выявленные при назначении субсидий гражданам).

            Нарушения порядка ведения бюджетного учёта и отчётности составили в сумме 953264 руб., или 27,3 % к общей сумме нарушений, в том числе: искажение бюджетной отчётности в сумме 953076 руб.

            Всего, по состоянию на 31.12.2011г. восстановлено излишне выплаченной работникам общеобразовательных учреждений заработной платы в сумме 58969,25 руб., а также произведено доначисление  заработной платы и взносов во внебюджетные фонды в сумме 3361 руб. При значительной сумме переплаты возмещение производится ежемесячно, не возмещённые суммы планируется восстановить в 2012 году.

            Всего по результатам ревизий, проведённых в 2011 году,  восстановлено финансовых нарушений в сумме 382404 руб., не подлежат восстановлению финансовые нарушения в сумме 2931953 руб. Таким образом, из выявленных  в 2011 году финансовых нарушений в сумме 3486277 руб., с учётом нарушений, т.е. подлежащих восстановлению, процент восстановления составил 69 %.

             По результатам ревизий руководителям всех проверенных учреждений направлены письма по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений. За допущенные нарушения привлечены к дисциплинарной ответственности 8 человек.

            Информации о результатах всех проведённых ревизий направлены  вышестоящим организациям, главе  администрации Слободского района и главе Слободского района.

             Руководители трёх бюджетных учреждений МУ «ЦПС Слободского района», МКОУ СОШ д. Шестаково Слободского района, МКОУ СОШ д. Денисовы Слободского района, в которых были выявлены значительные финансовые нарушения, были заслушаны на заседаниях Коллегии при главе администрации Слободского района.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Раздел 3. Результаты и показатели деятельности финансового управления

 

Спецификой деятельности финансового управления является деятельность,  которая непосредственно на потребителей услуг (физических и юридических лиц) не направлена. В бюджетной и денежно-кредитной, долговой сфере, а также других сферах  количественные показатели недостаточно полно характеризуют степень достижения тактических задач. Для оценки результатов, приведенных в докладе, количественные показатели необходимо дополнить показателями качественными, которые в совокупности  характеризуют эффективность использования бюджетных средств финансовым управлением в установленной сфере деятельности.

Результатом решения тактической задачи 1.1.  «Составление проекта районного бюджета» является принятый в установленные сроки и соответствующий требованиям бюджетного законодательства Решение Слободской районной Думы  от 28.11.2011 № 15/119 «Об утверждении бюджета муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области на 2012 год».

Результатом решения тактической задачи 1.2.  «Исполнение районного бюджета» является исполнение расходной части районного бюджета за 2011 год, которое характеризуется следующими показателями:

социальной направленностью, на решение задач социального характера было израсходовано  358,7 млн. рублей, или 50,8% от общего объема расходов районного бюджета;

своевременным обеспечением выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений;

своевременным предоставлением социальных выплат населению;

отсутствием просроченной кредиторской задолженности;

своевременным и в полном объеме исполнением обязательств по муниципальному долгу Слободского района;

своевременным предоставлением финансовой помощи местным бюджетам.

Результатом решения тактической задачи 1.3.  «Управление муниципальным долгом» является соблюдение условий бюджетного законодательства, в соответствии с которыми:

предельный объем муниципального долга не превышает объем доходов районного бюджета без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает 15% объема расходов районного бюджета;

своевременно и в полном объеме исполняются обязательства по муниципальному долгу Слободского района.

Результатом решения тактической задачи 1.4. «Составление бюджетной отчетности» является своевременное и качественное составление отчета об исполнении районного бюджета.

Результатом решения тактической задачи 1.5. «Обеспечение контроля за исполнением районного бюджета» является выполнение плана проверок на 100%.

Работниками финансового управления оказывалась методологическая помощь главным распорядителям бюджетных средств районного бюджета и  органам местного самоуправления поселений, по вопросам формирования и исполнения районного и бюджетов поселений, направлялись рекомендации и обзорные письма по отдельным вопросам.

В течение всего финансового года проводилось своевременное информирование деятельности финансового управления путем  наполнения официального сайта управления и поддержки его в актуальном состоянии.

 

Деятельность финансового управления в 2012-2013 годах будет направлена на:

       - сохранение и развитие налогового потенциала на территории Слободского района, формирование благоприятных условий для развития бизнеса и содействия занятости населения;

- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Слободского района;

- проведение политики сдерживания роста бюджетных расходов при безусловном исполнении действующих расходных обязательств, в первую очередь перед гражданами;

- адресное решение социальных проблем, повышение качества предоставляемых муниципальных услуг;

- повышение эффективности расходования бюджетных средств, сокращение неэффективных расходов;

- продолжение работ по энергосбережению и повышению энергоэффективности, стимулированию проведения энергосберегающих мероприятий во всех сферах;

- формирование нормативной базы по переходу к программному бюджету и внедрение муниципальных программ в единую систему формирования и исполнения районного бюджета;

- формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;

- создание условий для сбалансированности местных бюджетов;

- укрепление финансовой дисциплины поселений района, достижение условий соблюдения органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства;

- создание стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами, повышения эффективности расходования бюджетных средств;

- укрепление системы финансового контроля, повышение его роли в управлении бюджетным процессом, в том числе в целях оценки эффективности направления и использования бюджетных средств и анализа достигнутых результатов при выполнении муниципальных заданий;

-проведение работы по автоматизации бюджетного процесса в целях осуществления сбора годовой, месячной и квартальной отчетности главных распорядителей средств районного бюджета в режиме удаленного доступа, что позволит ускорить сроки получения отчетности, исключить разночтение отчетных форм и контрольных соотношений.

 

 

_____________________________________________________________